Для большинства интернет-проектов самыми популярными способами продвижения являются SEO и контекстная реклама. Но в выборе между ними есть нюансы – от стоимости кампании до типа продукта (компании, сайта, товара), которому необходимо продвижение. Что выбрать – SEO или контекстную рекламу, в каких случаях их совмещать, а когда нужно сделать упор только на отдельную сферу? В статье речь пойдёт об этих «подводных камнях», на которые нужно обратить внимание.

Как работает SEO и контекстная реклама

SEO – это органическое продвижение продукта (сайта, страницы) путём внутренней настройки и оптимизации под поисковые системы.

В работы по SEO входят:

  • Сбор семантического ядра.
  • Размещение качественного уникального контента на сайте.
  • Юзабилити.
  • Оптимизация скорости загрузки страниц.
  • Внешние ссылки хорошего качества.
  • Правильная разметка для поисковых систем.
  • И многое другое.

То есть правильно настроенный сайт попадает в топы выдачи поисковиков, пользователи видят данные результаты и переходят по ссылке. Итог – проект получает новых пользователей.

Контекстная реклама – это настройка объявлений и ведение рекламных кампаний для проекта на различных площадках (поисковых системах, соцсетях, видеохостингах, тематических порталах).

В данный способ продвижения входят:

  • Выбор площадки для размещения.
  • Создание рекламной кампании.
  • Анализ целевой аудитории.
  • Ведение рекламы.
  • Поддержка работоспособности сайта.

Чем отличается SEO от контекстной рекламы

Время до получения результата и продолжительность его действия – вот ключевое отличие SEO и контекста.

SEO даёт отложенный результат, действует эффект снежного кома. Например, корректно собранное семантическое ядро позволит написать текст с учётом ключей, текст после размещения будет проиндексирован поисковиками, робот в поисковой выдаче выдаст сайт в топ-10, пользователь увидит предложенную страницу и перейдёт по ней. Итог – сайт получил результат от SEO. И даже при полной остановке процессов продвижения поисковики долгое время могут выводить ресурс в верхние позиции, что будет давать новых клиентов.

Контекстная реклама работает практически с момента запуска – как только внесены финансы в бюджет рекламной кампании, и она запущена, результаты будут высвечиваться пользователям. Но реклама перестаёт работать сразу, когда заканчивается бюджет или кампания приостанавливается.

Органика или реклама – чему доверяют пользователи

Затраты в SEO-продвижении зачастую ограничиваются оплатой работы специалистов, которые работают над эффективностью проекта – дизайнеры, сами SEO-специалисты, авторы, редакторы и прочие.

Также затраты могут быть на сопутствующие сервисы, такие как программы для сбора семантического ядра, анализа деятельности и многое другое.

Всё это можно сделать и бесплатно – работу по продвижению взять на себя, а у сервисов есть бесплатные аналоги, но такой подход актуален только для молодых и нишевых проектов с малой конкуренцией.

Затраты в рекламном продвижении также включают расходы на специалистов, которые занимаются данным направлением, но часто основной бюджет уходит конкретно на рекламную кампанию и эти расходы являются обязательными.

Если бюджет выделен большой, то попасть на первые места в рекламной выдаче легко – достаточно поставить цену за клик выше, чем у конкурентов. Однако профессиональная работа в сфере контекста заключается как раз в продвижении продукта при ограниченном бюджете. Но в любом случае затраты тут обязательны.

Чем отличается отношение пользователя к органическому СЕО и контекстной рекламе

К рекламным объявлениям у пользователей зачастую негативное отношение – они устанавливают различные приложения для их блокировки, закрывают либо просто игнорируют. Только качественная кампания способна привлечь внимание потенциальных клиентов, либо если, объявление попало на глаза в удачный момент. Например, на скрине видно, что по запросу “xiaomi 11t” в колонке справа есть краткие характеристики и магазин, где можно приобрести товар:

К «органике» пользователи гораздо более лояльны – если они видят ссылки на сайт по интересующей их теме в первой десятке выдачи (либо тройке), к таким материалам доверие выше. Также часть аудитории специально пропускает рекламную выдачу и листает список результатов до органических статей.

Что выбрать для продвижения сайтов – SEO или контекстную рекламу

Рассмотрим в каких случаях может подойти только один из вариантов продвижения.

Контекст

Хорошо вписывается в концепцию быстрых проектов и сайтов-одностраничников.

  • Во-первых, такой подход позволяет получить моментальную прибыль без расчёта на долгосрочную перспективу. Это может быть сезонный товар либо какой-нибудь «хайповый» продукт. Например – в своё время вирусные поп-иты. Создавать под них многостраничный сайт, нацеленный на SEO, не было смысла – спустя определённый промежуток времени покупатель теряет интерес к такому товару, финансы и усилия оказываются затрачены впустую.
  • Во-вторых, это позволяет более точно определить целевую аудиторию. В большинстве рекламных кампаний специалисты устанавливают региональные, возрастные и прочие ограничения по потенциальным клиентам, которым будет показываться реклама.

SEO

СЕО-продвижение без контекстной рекламы может быть выгодно практически всем проектам, рассчитывающим на долгосрочный результат, за исключением разве что лендингов, узкотематических и «местечковых» сайтов.

Без контекста, но с хорошим SEO, любой сайт со временем начнет привлекать клиентов и приносить прибыль. То есть данный вариант универсален в любом случае.

А вот при наличии качественной рекламной кампании, но без должной оптимизации самого ресурса, клиент может перейти на сайт и просто закрыть его. Сайт может оказаться не удобным, не привлекательным, с нерабочими элементами, с техническими ошибками и т.п. Всего этого контекстная реклама не учитывает. То есть реклама даст трафик, но не даст клиентов. Почему? Потому что для любого проекта, даже если цель – получение моментальной прибыли, важна внутренняя настройка. А это как раз задача SEO-оптимизации.

Когда выбирать оба типа продвижения?

Несмотря на различия, SEO и контекстная реклама часто дают результат, когда задействуются совместно.

Лучше всего этот симбиоз раскрывается в уже действующих проектах. Первоначальная настройка проведена, сайт запущен в работу, SEO-специалисты работают над наполнением и поддержанием качества размещаемого контента. Контекстологи в это время прорабатывают и ведут рекламные кампании «снаружи» сайта. Итоги:

  • Во-первых, объём потенциальных клиентов расширяется, так как разные методы охватывают больше целевой аудитории.
  • Во-вторых, клиенты, пришедшие с рекламного объявления, заметят качество выполненной работы на сайте и с большей вероятностью предпочтут данный ресурс.

Заключение

В теории для подавляющего большинства проектов без различия одинаково важно СЕО и контекстная реклама. Но корректировку нужно делать на реалии:

  • Бюджет может быть ограничен, а даже при сравнительно больших затратах доход должен «отбивать» вложения. Важно заранее проанализировать данный фактор перед выбором путей развития.
  • В некоторых даже «долгоиграющих» сферах контекстная реклама бесспорно выигрывает, и нет разницы какие усилия будут вложены в SEO-продвижение. Часто эти сферы связаны с определёнными продающими продуктами: аренда жилья, покупка недвижимости, крупные интернет-магазины и прочие агрегаторы.
  • Аналогично в некоторых сферах отличие от того, работает ли контекстная реклама или нет, незаметно при правильной работе SEO. Чаще всего это информационные сфера с «серъёзным» контентом. Например, нет смысла продвигать через рекламу юридический портал по запросу «ук рф» - для пользователя безразличен красивый баннер в поисковой выдаче по данной теме.
  • Наконец, запомните первоначальную разницу между контекстной рекламой и СЕО (о чём уже упоминалось выше) – первая рассчитана на прибыль «здесь и сейчас», второе работает на перспективу без моментального дохода.